Статья 3122

Название статьи

Высшее образование во взглядах молодежи: от обучения к работе 

Авторы

Галина Николаевна Тугускина, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: galina066@mail.ru
Лилия Валерьевна Рожкова, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: mamaeva_lv@mail.ru
Галина Борисовна Кошарная, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: k-galina1@yandex.ru 

Аннотация

Актуальность и цели. В современных российских условиях значительный интерес исследователей составляет изучение проблемы занятости и трудоустройства молодых специалистов, прежде всего в силу того, что пополняющие ряды работающих молодые люди – выпускники вузов – имеют определенные сложности с началом трудовой жизни. Цель исследования – анализ отношения к обучению в вузе и выявление перспектив и возможностей трудоустройства по специальности. Материалы и методы. В качестве методологических оснований использовались системный и структурно-функциональный подходы. На основе материалов авторского исследования среди студентов Пензенского государственного университета (2020 г., n = 252) проведен социологический анализ отношения студентов к высшему образованию, мотивов выбора профессии и специальности, дополненный статистическими данными и результатами других исследований (Всероссийского центра изучения общественного мнения, Headhunter, SuperJob и др.) по оценке эффективности трудо-устройства молодежи по разным специальностям и влияния образования на измене-ния в трудовой сфере. Результаты. На основе данных авторского исследования вы-явлены лидирующие мотивы поступления – выбора вуза, профессии, специальности, эффективность различных стратегий привлечения абитуриентов, представлена оценка организации обучения со стороны студентов. Использование статистических данных и материалов других исследований позволило охарактеризовать современную ситуацию на рынке труда, возможности трудоустройства и профессиональной само-реализации молодых людей, окончивших вузы. Выводы. Исследование показало, что основной мотив поступления в вуз – желание получить высокооплачиваемую работу и стать специалистом в определенной области; на выбор профессии в большей степе-ни оказывают влияние интерес и престижность выбранной профессии; выбор вуза обусловлен его известностью и престижностью; в ряду слабых сторон в организации учебного процесса выделяется недостаточное количество часов для наиболее значимых предметов. Около одной трети выпускников трудоустраиваются не по специальности. Присутствует настрой на слабую связь карьеры и высшего образования как его основного условия. Выпускники, работающие по специальности, имеют более высокую заработную плату и больше удовлетворены работой. 

Ключевые слова

образование, высшее образование, обучение, трудоустройство, рынок труда, молодежь 

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Тугускина Г. Н., Рожкова Л. В., Кошарная Г. Б. Высшее образование во взглядах молодежи: от обучения к работе // Известия высших учебных заве-дений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 31–42. doi:10.21685/ 2072-3016-2022-1-3 

 

Дата создания: 14.03.2022 14:30
Дата обновления: 19.04.2022 16:12